(К сожалению, в моем распоряжении было очень мало материалов записей выступлений руководителей прошлого. Постарался отразить все, что смог отыскать в кинохрониках, имеющихся у меня в наличии).
Кто-то верил в светлое будущее, кто-то нет. Я не буду сейчас заниматься обзором ситуации того времени и говорить, что правильно, а что нет. Просто предоставлю немного забавных фраз, реплик, замечаний из того времени.
Любое правительство необходимо на чем-то перевозить. И сейчас, и тогда были правительственные автомобили – роскошные, большие. В народе, автомобили, перевозящие членов политбюро, назывались «членовозами».
Коммунистическая партия была единственной правящей партией. Это не секрет. Ходил девиз: «Партия – наш рулевой». Руководящие позиции компартии проявлялись в любой отрасли хозяйства огромной страны. В народе, даже появилась фраза: «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это».
Хрущев, помимо выращивания кукурузы, громыхания каблуком по пюпитру в зале заседания ООН отличился еще и тем, что назвал художников-модернистов «пидарасами», мотивируя это тем, что искусство должно быть понятно для народа.
Самым старым политическим долгожителем, начавшим свою карьеру еще при Ульянове-Ленине, и закончившем ее при Брежневе был Микоян. В народе про него ходил стишок: «От Ильича, до Ильича без инфарктов и паралича».
Наибольшее число анекдотов попало на период, когда генеральным секретарем был Л.И. Брежнев. Может быть, одной из причин было то, что в тот момент в повседневную жизнь начало прочно входить телевидение, и советские граждане каждый день видели как дряхлел Брежнев, как он говорил, как выглядел.
Брежнев, вернее за Брежнева написали трилогию: «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». Сразу после выхода этих книг в свет о Брежневе появилась фраза: «Он и маршал, и герой, и писатель молодой».
Брежнев любил празднования, награды. Это проявлялось во всем. При Брежневе особенно развернулись гуляния и массовые демонстрации, рекой полились награды. Брежнев награждал и других и принимал награды для себя. Наград у Генсека было столько, что планка уже не помещалась на груди. В этот период появился анекдот, что на очередном съезде КПСС постановили – спину Л.И. Брежнева считать грудью.
К концу жизни Брежнев уже тяжело владел речью, поэтому часто в его выступлениях можно было встретить фразы, преобразованные трудновыговариваемыми словами: «Сосиськи сраны» вместо «Социалистические страны», «Сиськи-масиськи» вместо «Систематически» и многое другое.
На последнем юбилее Брежневу вручили четвертую звезду «Героя Советского Союза», учитывая, что у него еще была и звезда «Героя Социалистического Труда», а также из-за дефектов его дикции, в народе Генсека стали называть: «Бормотуха – пять звездочек». Приписывают, что тут же на юбилее Брежнев заявил: «Кое-кто на Западе утверждает, что я стар. Да, я стар. Я очень стар. Я суппер стар».
Горбачев был известен своим неправильным произношением слов, например: «дадУ, лОжте, междУ», но на мой взгляд самой интересной была фраза, сказанная в одном из последних его выступлений после свержения «путчистов»: «Всего я вам все равно не скажу, но скажу кто есть ху» (Ху, имеется в виду от английского слова “Who” – в переводе «кто»).
Комментариев: 10