Среди многочисленных «сомнительных премий», которыми награждают деятелей науки и
искусств существует так же специальная награда для писателей — за самые нелепые
и безвкусные описания постельных сцен, которые выходят из-под пера современных
кудесников слова. Премию «Bad Sex in Fiction Award» («Самый плохой секс в
беллетристике») учредил английский журнал «The Literary Review» в 1992 году.
Каждый год редакция журнала отыскивает несколько десятков претендентов на победу
и воздает самому выдающемуся из них по заслугам. Победитель получает статуэтку,
пародирующую киношный Оскар, и бутылку шампанского. В последние несколько лет
награду вручает известный певец и композитор Стинг. В первые два года
существования премии псевдо-Оскары вручали сразу целой группе горе-литераторов,
и только в 1994 году определился единоличный и безоговорочный победитель. Им
оказался молодой талант Филип Хук со своим произведением «Разрушители камней», в
котором содержалось следующее изящное описание поцелуя: «…их челюсти слились в
лихорадочном взаимном перетирании. Слюна и пот. Пот и слюна…». В следующем, 1995
году награда нашла своего героя в лице писателя и известного телеведущего
Филиппа Керра с его романом «Решетка для гриля». Фраза: «Его инструмент
астрономической длины выглядел напрягшимся и очень обеспокоенным, ведь ему
предстояло выполнить очень изящную и одновременно таинственную и темную задачу…»
— не оставила критиков равнодушными. В 1996 году победителем стал Дэвид Хуггинс
с романом «Большой поцелуй: загадка галереи». Жюри особенно позабавило
предложение: «…Лиз пищала, как влажный каучук…». В 1998-м пальму первенства
перехватил Себастьян Фолкс, автор произведения «Шарлотта Грей», за такой абзац:
«…её уши забил звук мягкого, но бешеного дыхания, и прошло некоторое время,
прежде чем она поняла, что эти звуки издает она сама…». А на следующей церемонии
премию получил некий А.-А. Джил, в чьем разыгравшемся воображении женская вагина
оказалась похожей на «…экзотический гриб в развилине дерева…». Сексописатель был
очень горд полученной премией и даже распорядился, чтобы изображение статуэтки
помещали теперь на обложку каждой его книги. В 2001 году жюри отыскало самое
плохое описание секса в романе Кристофера Харта «Спаси меня», который скорее
следовало бы назвать «Страшный сон полярника»: «Ее рука двигается вверх от моего
колена, чтобы покорить мой член, холодный и безжизненный, как Северный полюс… И
когда ее рука достигает и цепко обхватывает мой Северный полюс, я в ужасе думаю:
„Теперь она, конечно, захочет, накрыть его своей палаткой“…». Замыкать первую
десятку лауреатов премии «Bad Sex in Fiction Award» в 2002 году выпало
романистке Венди Перриам, в голове которой родилось странное описание
обнаженного мужчины. Оно немедленно заняло почетное место в ее романе «Шагаем
мягко»: «…она представила, что под одеждой он весь покрыт тонкими полосками.
Полоски выглядели очень эротично, и даже член г. Хьюса имел соблазнительную
крайнюю плоть в тонкую полоску. Жаргон, которым он пользовался во время
консультации, превратился в завораживающий любовный лексикон: дорсальный
подвывих, деформация перегиба первой предплюсны…». 2003 год был отмечен,
пожалуй, самым звездным составом претендентов на премию. Среди кандидатов
засветились популярный американский писатель Джон Апдайк, известный детективщик
Алан Паркер и даже культовый беллетрист Пауло Коэльо, выпустивший в тот год
роман «Одиннадцать минут» о трудовых буднях жрицы любви. Были и авторы таких
перлов: «…она кончила с веселым гиканьем стаи страдающих одышкой
макако-резусов…» (Род Лидлс) и «Он ласкал ее так, как будто искал потерянные
ключи от машины» (Тама Янович). Но всех оставил позади индийский журналист
Анируда Бахал, который в произведении «13-й бункер» поведал миру, что женщина в
момент оргазма «…издает звуки мотора разгоняющегося автомобиля «Bugatti…». В
прошлом году британец Надим Аслам, автор книги «Карты забытых любовников»,
удостоился внимания экспертов за меткое наблюдение: «…Ее плечи пропахли его
подмышками, словно головка птицы колибри цветочной пыльцой…», но победителем так
и не стал. Лавры славы достались американскому литератору Тому Вольфу за роман
«Я Шарлот Симмонс», рассказывающий о жизни престижного американского
университета. Вот одна из любовных сцен: «Она попыталась сконцентрироваться на
руке, которая могла исследовать весь ландшафт ее туловища, включая не только
оториноларингологические впадины — (о боже!) не только ту границу, где плоть
грудей соединяется с грудной клеткой, — нет, рука будто ставила банки по всему
телу…». Том Вольф в свое оправдание говорил, что хотел сделать секс «клинически
честным». Кстати, он оказался единственным за 13-летнюю историю вручения премии
лауреатом, который так и не явился забрать свои призы из рук Стинга. Самое
бездарное описание секса в нынешнем году, как выяснилось две недели назад,
принадлежит перу ресторанного критика газеты «The Times» Джайлса Корена,
решившего попробовать свои силы на писательском поприще. В его дебютном романе
«Winkler» весьма необычно описывается пенис главного героя, который «…дергался
как душ, брошенный в пустую ванну…». Ничего не скажешь — удачный дебют!..
Комментариев: 0