Думаю, для особенно важных клиентов держали специальных пифий, которые могут и под беленой не бред нести, а говорить ровно то, что велено. Ну, или вместо белены жгли при самых серьёзных раскладах исключительно ёлочку.
Римляне, воспринявшие многое из греческой культуры, продолжали нести свои деньги в храм оракула и задавать ему вопросы. Хуже стало, когда по империи поползло христианство с известным его отношением к прорицателям и прорицаниям. Последним известным человеком, обратившимся к оракулу, стал последний языческий император Рима Юлиан Отступник. Он в 362 году спросил у пифий, как долго ещё просуществует сам оракул. Пифии ответили, что его, можно сказать, уже и нет: «Аполлон более не имеет дома на этой земле». Но физически дельфийский храм Аполлона простоял аж до 390 года, когда император Феодосий закрыл его как идеологически вредное и морально устаревшее учреждение.
Ремарочка. Между прочим, кто-нибудь видел фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь»? Там есть прекраснейшая параллель с дельфийским ритуалом – героиня-школьница раздевается, садится на вентиль отопления в техподполье (на вентиле, правда, пять лучей, а не три, даже жаль) и твердит: «Пусть будет дискотека и у меня будет парень». Не предсказание, правда, но тоже вроде как обращение к воле богов. Если Гай Германика не сама этот ритуал придумала, можно сказать, что традиция отчасти жива.
Комментариев: 0