Работа стюардессы

ПРИЁМ НА РАБОТУ
Стать бортпроводником довольно просто. Чтобы попасть на обучение, достаточно пройти собеседование и медкомиссию. Месячный теоретический курс, 30 часов полётов в качестве стажёра — и всё. Мало кто не проходит стажировку: компании невыгодно увольнять таких сотрудников из-за затрат на обучение и форму. Могут только настоять на дополнительной стажировке.
Для бортпроводников важны знание английского и определённые внешние параметры. Но представление о том, что стюардесса должна быть моделью, — миф. Учитываются только рост и вес. Рост — чтобы можно было достать багаж для низкорослых пассажиров (девочек или бабушек).
А вес — чтобы не перегружать самолёт. Большинство приходят в профессию ради денег и возможности побывать за границей. Романтиков сейчас почти нет. Часто устраиваются по знакомству, но это не дает никаких привилегий. Работа ведь, на самом деле, сложная. Нужно постоянно улыбаться. Личные неприятности приходится оставлять на земле — в небе бортпроводник всегда должен быть весел. Это трудно.

ОСОБЫЕ НАВЫКИ
Во время подготовки нас учат многому — от конструкции самолёта до принятия родов. Есть специальный зал, где моделируют ситуации и тренируют. Обязательно нужно уметь плавать. Но с парашютами мы не прыгаем. Их даже на борту нет.

Учат, как обращаться с неадекватными пассажирами. Например, если человек буйный, мы должны сначала попросить его успокоиться. Потом — дать письменное предупреждение. А если и это не сработает — можем связать пломбой, это такая рейка на тележке, внешне непохожая на средство защиты. Как бить — тоже учат: ребром ладони по подбородку. Но подходить при этом надо сзади, чтоб противник не смог укусить. Правда, это всё крайне редко используется. В конце концов, дать пассажиру по морде всегда можно и на земле — так нам говорят.

ГЕНДЕРНЫЙ ВОПРОС
Стюардесс всегда было больше, чем стюардов. Но девочек иногда не берут на рейс. Например, если везут депортированных. Или весь самолёт занят футбольной командой. То есть, если на борту одни мужчины, девочек брать в команду не хотят. Я знаю, что в Европе бортпроводниками работают в основном геи. Это как дополнительное преимущество в резюме. У нас эта тенденция только начинает зарождаться. Сейчас геи среди персонала тоже есть, но их немного.

ВНЕШНИЙ ВИД
Летом нас заставили носить белые туфли на 10-сантиметровом каблуке. Это неудобно, но таковы требования. Прическа, ногти — всё должно быть в порядке. Был случай: стюардесса пришла на рейс с накладными ногтями. Посмотрели на брифинге, выглядят нормально — пропустили. А когда мы собирали еду, чтобы пассажирам выдавать, один ноготь отклеился и отлетел прямо в касалетку (Контейнер для горячих блюд. — Прим. ред.). Она даже не поняла, что произошло. Хорошо, что мы вовремя заметили, иначе был бы скандал. Перед полётом, на брифинге, нас всегда осматривают: костюм должен быть чистым, макияж — соответствующим. Иногда снимают с рейса. Так, одна стюардесса на брифинге сняла пальто — и только тогда заметила, что забыла надеть юбку.

БОНУСЫ
Есть такое понятие — сервисный билет, он дает нам право за все перелёты в качестве пассажиров платить 10 % от стоимости. И раз в год — бесплатный перелёт в любую точку мира. Подработать на рейсе тоже можно. Официально — это продавать товары из Duty Free: цены те же, что и в аэропортах, но бортпроводник получает процент. Другой способ заработать в небе — брать деньги за дополнительные услуги. Например, пересадить пассажира из экономкласса в бизнес. Или продать ему спиртное. Или разрешить покурить на кухне. Цены здесь, конечно, не фиксированные, кто сколько предложит. Иногда чаевые дают, просто за перелёт. Однажды женщина попросила в бизнес-класс не заходить, просто задвинуть шторку и не тревожить. Потом раздала всему персоналу по 100 долларов.

О СТРАХАХ
Летать не страшно. Риск небольшой, нам показывают статистику. За год разбивается до тысячи человек во всём мире. За день в автомобильных авариях — куда больше. Конечно, страшно попасть в какие-то непредвиденные ситуации в полёте. Например, если пассажиру плохо. С нами нет медика на борту, и мы всё на себя должны брать. Например, если у человека приступ начался, мы должны его откачивать до самой посадки, даже если он уже не дышит.

О СЕКСЕ
Бывает, закрываются в туалете, но не часто. Как-то две девушки зашли и задержались надолго. Но тут всё от симпатии зависит. Если мне пара нравится, я не буду мешать: пусть делают что хотят. А вот если не нравится, и выгнать можем. У нас же ключ есть, чтобы открыть туалет. Но в целом ничего экстремального в этом нет.

НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА
У стюардесс есть такая поговорка: «Выходя с аэродрома, захвати что-то для дома». Например, можно положить в сумочку Jack Daniel's. Потом это всё равно спишется как выпивка для бизнес-класса. Но если попасть с этим на проверку, могут и уволить. Так что это рискованно. Насчет суеверий — каждый верит в своё. Одни носят что-то с собой, другие молятся перед каждым полётом. Самое распространенное — нельзя шить до и во время рейса. Так что, если у пассажира что-то порвется в небе, у нас и иголки нет, чтобы зашить. Из того, что не разглашается: всегда есть кодовое слово, известное только экипажу. Его придумывают, чтобы в случае террористического акта или аварии оповестить капитана. Но оно каждый раз новое. Мы узнаем его прямо перед рейсом.

ОБ УБОРКЕ
Когда авиация в нашей стране только развивалась, бортпроводниками были исключительно девушки. И они выполняли много грязной работы: таскали вёдра с керосином, чистили обувь пассажирам. Сейчас такого нет. Есть компании, которые заставляют своих бортпроводников убирать салон после полёта, но не все. Я лично не должна убирать, это делают уборщики. Как-то пассажир высыпал свой салат на соседнее кресло и говорит: «Убирай». Видимо, ему очень хотелось посмотреть, как я буду это делать. Но, увы, он так и провёл весь полёт в компании своего салата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Европейцы от русских очень отличаются. Они всегда вежливы, всегда благодарят. А на внутренних рейсах максимум двое из пятидесяти скажут «спасибо». И это обидно. У нас считают, что бортпроводник — это прислуга. Но это не так. Наша главная задача — обеспечить безопасность, нас учат именно этому. А люди привыкли на поездах ездить и ассоциируют нас с проводницами. Например, на рейсе в Шарм-эль-Шейх одна пассажирка села и, как только мы взлетели, десяток яиц вареных достала. Непонятно, где она их держала там. Или вставать все начинают до посадки. Мы летим ещё, а они встают и в проходе стоят с вещами. Но быстрее ведь дверь не откроется!

FAQ
Пассажиры не всегда понимают, что все требования созданы для их же безопасности. Например, я прошу пассажира придвинуть кресло, а он спрашивает: «Зачем?» Я же не могу ему сказать, что, если он этого не сделает, при резкой посадке девочка сзади расшибет себе нос. Нам нельзя нагнетать. Хотя, если говорить прямо, наверное, и спрашивать перестанут. Вообще, вопросы иногда очень глупые. Например, спрашивают, где курилка. Или где женский туалет. Но самый распространенный вопрос: «А мы не разобьёмся?» Конечно, начинаю успокаивать, но ведь никто никогда не знает наверняка.

Анекдот— А моя жена прекрасно готовит, и голова у неё никогда не болит, и футбол она...
неожиданнона всякий ...пожарный

Комментариев: 61

Ловлю себя на мысли, что обычно так поступаю. Искренности в слова не вкладываю. А вообще обязан ли я проявлять "человеческие" чувства к, прошу прощения, рабочей силе? (только не надо снова поднимать тему по поводу вежливости)
А вот упоминание официанток меня немного улыбнуло. Извини, но возникла мысль - .уле ей еще и улыбаться и благодарить, ей что чаевых мало? Официант должен быть незаметным в обслуживании. Плюс к этому внимательным.
Естественно, я не веду себя как какое-то быдло, и повторю то что писал раньше - по жизни я достаточно корректен, можно даже сказать, воспитан несколько лучше сложившегося у читающих мения. А то что я здесь имею неосторожность писать - это мои личные размышления, к которым пришел вследствие опыта и чиновничей работы.

Яркий пример потре.лядства.

Поскольку данный разговор происходит у меня, предполагаю, что могу вставить свои "пять копеек".
Прочитав ваши комментарии, я пришла к выводу, что вам Артем, не приходилось работать в сфере обслуживания. Было бы по другому, ваши высказывания были бы совершенно другими. Рабочая сила? Вы ею, кстати тоже являетесь. И дай бог вам хоть раз клиента, который за вашу работу об вас вытрет ноги и даже не извинится. И вы не имеете права ничего сказать, вам же за это платят.
Почитайте Карнеги, думаю он вас удивит, поскольку доказывает, что улыбка - один из важнейших факторов работы с людьми.
Я ни сколько не хочу вас обидеть, просто ваш сухой взгляд на жизнь может быть оправдан, только если являетесь человеком денег (тогда вопросов нет)

Карнеги для меня не авторитет.
За свою жизнь, дяка Богу (здесь искренне), в сфере обслуживания, торговли, "сетевом маркетинге" не работал, и не планирую (хотя не знаю как жизнь повернется), но буду прикладывать усилия, чтобы в нее не попасть, хотя бы потому, что Вы сами назвали мой взгляд на жизнь "сухим". Ну что ж, пусть так и будет.
Но каким бы он сухим ни был, попади я даже в "ваш" мир (сейчас работаю в энергетике, в управлении генерирующей компании, и нам, кстати сказать, там тоже не за "красивые глазки" платят, по крайней мере в нашем департаменте), мне хватило бы и сил, и ума НЕ жаловаться на клиентов, считающих меня за быдло, бездушных начальников, которым подавай моментальный результат, ни кого бы то еще ни было. А молча исполнял бы свои обязанности. Ибо, как говорится, нефиг.

За такой ответ спасибо, а то уже ждала каких то гадостей. Лучше уж сухо, чем грубо и надменно.
У вас чуть другая специфика работы. Когда возмущения по делу и от начальства, то это даже нужно - встряска никому еще не вредила. Но бывает и по другому. Когда просто от едкого желания, кому то сделать плохо, кого то нагрузить, обидеть, нахамить, тебе на голову выливают кучу гадостей, хотя ты еще ничего не успел сделать. Ты стерпишь раз, ну может пару раз, но когда то это достанет. Мы все люди и даже если ты идешь куда то за покупками или в кинотеатр или просто в кафе, куда приятнее, когда к тебе обращается персонал с уважением и с улыбкой, чем как нибудь, лишь бы забрать твои деньги. Лично у меня, шеф заставляет улыбаться, даже если не охота.

Я ведь говорил, что я достаточно воспитан и корректен.
Должен огорчить, когда я хожу куда-либо по делам (кафе, кинотеатр, или просто по парку шляюсь), я знаю, чего я хочу, и потому мои дела там до безобразия кратковременные и с персоналом стараюсь общаться как можно меньше. Именно из-за человеческого фактора. Я чувствую настроение окружающих меня людей, и от этого временами становится в прямом смысле тошно. Правда когда раздражен разными факторами, и когда слышишь то, что не соотвествует ожиданиям (например невнятное бурчание на конкретный вопрос), могу сказать многозначительное "Ясно" с довольно грубым "спасибо", или "Кто бы сомневался". Но такое бывает редко.

Вы сами себе противоречите - "Я чувствую настроение окружающих меня людей, и от этого временами становится в прямом смысле тошно. Правда когда раздражен разными факторами, и когда слышишь то, что не соотвествует ожиданиям (например невнятное бурчание на конкретный вопрос), могу сказать многозначительное "Ясно" с довольно грубым "спасибо", или "Кто бы сомневался". Но такое бывает редко."
Все таки, когда без энтузиазма тоже не нравится!!! В общем, если такова ваша позиция, переубеждать вас нет смысла. Живите как душе угодно. Могу только сказать, что как человек вы очень тяжелый и черствый. А с такими очень трудно в жизни и не интересно. Простите за прямоту.
И еще, предлагаю статья по поводу улыбки на работе - http://www.psynavigator.ru/articles.php?code=42

Вы меня не знаете, и, смею предположить, особо и не хотите знать. Что обидно, хоть это всего лишь предположение... Честно сказать, будет приятно, если в этом я ошибаюсь.
Спасибо за ссылку, но прошу прощения, я ей не воспользуюсь. ДОлжен огорчить, я знаю когда улыбнуться, а когда ущипнуть.
Да и за прямоту спасибо, стараемся. Не все же коту масленица?

Как встречают, так и провожают, а как вы хотели?
Честно скажу, ваша самоуверенность, когда то сыграет с вами злую шутку. А все из за того, что боитесь людей, чаще щипаетесь чем улыбаетесь. Если не права, прошу прощения, но такое сложилось мнение. Чтобы не навредили вам, вы первым нанесете удар, даже тогда когда этого делать не нужно. а вам только хотели показать, что в улыбке нет ничего плохого, где бы ею не пользовались.
Ну разве это плохо, когда вам улыбаются :) :) :)?

Улыбка улыбке рознь ;) Искренней радости в абсолютном большинстве улыбок просто таки нет. Да и постоянная улыбка на лице, на мой взгляд, признак: а) слабоумия; б) ограниченности кругозора (чтение книг исключительно типа "Как стать королем за три дня", а-ля Карнеги); в) попытки доказать всем что "У меня все хорошо!", когда в душе не то что кошки, милые тигры скребут; г) попытка позиционирования себя в новой роли... Ну или, просто, профессиональной обязанности. Прошу прощения, если и здесь что-то зацепило.