Вот интересная статья для затравки :
Эксперименты по влиянию музыки
Центр интеллектуальных технологий( Минск)-рассылка
отчет о проведенных нами исследованиях.
Поступило такое письмо: "Очень много времени провожу за рулем. Езжу как по городу, так и совершаю довольно большие переезды между городами. Естественно, что практически все время включен радиоприемник. Я бы ничего такого и не заметил бы, если бы в один из дней он у меня не поломался. Пришлось ездить без музыки, работа шла в обычном режиме, но я заметил, что к концу дня чувствовал себя гораздо лучше, менее усталым. На следующий день опять в машине звучало радио. Кстати, в основном я слушал "Русское радио". И снова к окончанию дня я был как выжатый лимон. В общем, провел серию наблюдений и установил для себя, что действительно прослушивание радиостанций действует негативно. Но без музыки тоже ездить скучно. Что Вы посоветуете слушать в автомобиле?"
Исследования проводились с помощью пяти добровольцев, которые любезно согласились участвовать в эксперименте. По ходу эксперимента наблюдались энцефалограммы, проводилось тестирование.
Эксперимент длился один месяц. Заранее предупреждаем, что мы не ставили перед собой каких-то глобальных задач. Поскольку наш Центр Интеллектуальных Технологий разработку развивающих музыкальных программ взял за одно из основных направлений работы, то именно в этом ключе и проходил эксперимент.
В качестве испытателей мы пригласили одного школьника младших классов, одного старшеклассника, двух студентов и одного пенсионера. Конечно, можно было взять и большее число людей, но возможности пользоваться аппаратурой были несколько ограничены.
К тому же непрерывно шло тестирование, а это также отнимало немало времени.
Итак, ставились такие задачи:
влияние наших программ;
влияние поп-музыки;
влияние тяжелого рока.
Сразу скажем, что не во всех экспериментах люди согласились принять участие, причины вполне объяснимы и будут приведены позже.
Итак, первый эксперимент. Влияние поп-музыки на интеллектуальные способности.
Проводился он так - тестирование, энцефаллограмма перед прослушиванием программы, сразу после и через час.
До прослушивания выполнялись тесты "Запоминание 20 слов", таблицы Шульте, тест на внимание "Лица - ваза". Мы не будем приводить данные по выполнению тестов, так как нас скорее интересует динамика процесса.
Также определялись активные зоны мозга, причем все испытатели до прослушивания характеризовались большей активностью левого полушария мозга, нежели правое.
Для прослушивания использовались сборки с записями "Руки вверх!", Киркоров и Распутина, "Краски", "Hi-fi" и т.п. Было бы интереснее, чтобы шло прослушивание полных альбомов исполнителей, но, во-первых, этого просили не делать испытатели, во-вторых, они же резонно заметили, что практически никто целиком попсовые альбомы и не слушает.
Во время прослушивания программы оказалось весьма заметным резкое снижение числа активных точек в правом полушарии и небольшое уменьшение активных точек в левом.
Тест 20 слов выполнялся практически также, таблицы Шульте проходились медленнее в среднем на 5 секунд, внимание уже в течение минуты не удерживалось.
Через час после прослушивания результаты восстанавливались.
Эксперимент продолжался 5 дней и был прекращен по просьбе испытателей, так как регрессирующая картина становилась все более отчетливой, правда, время восстановления оставалось неизменным. Было высказано предположение, что регрессивный характер результатов тестов может стать постоянным.
Мы не хотим сказать, что попса имеет такое резкое влияние, что прослушивание в течение пяти дней приводит к необратимой потере некоторых способностей. Но, тем не менее, негативный результат очевиден. Скорее всего, в обыденной жизни действуют и положительные факторы (чтение, шум природы и пр.). Но, тем не менее, мы бы рекомендовали свести прослушивание попсы к минимуму.
Поделюсь одним соображением. В течение нескольких лет я наблюдал за одной семьей, где обе дочери целыми днями слушали модные песенки, под них делали уроки и пр. Снижение интеллектуального уровня было заметным. Постепенно также начало проявляться негативное отношение к учебе и чтению.
Причем других отрицательных факторов (бесконечный просмотр идиотских каналов, плохое питание, атмосфера в семье, недостаток активного отдыха) не было.
Лично я отношу это негативное проявление исключительно на счет бесконечного прослушивания попсовой музыки, усугубленным также тем, что никакой другой музыки в доме не звучало.
Но помимо негативного интеллектуального воздействия попса имеет и крайне негативное энергетическое воздействие. В первой части рассылки мы говорили о жесткости кодирования практически всей попсы и негативных фоносемантических характеристиках. А это уже влияние на подсознание, можно сказать, зомбирование. И если выяснится как-нибудь, что попса - это диверсия, то я не удивлюсь.
Интеллект напрямую связан с эмоциями. Есть такое определение - "Суперактивизация памяти через возрождение эмоций". А если эмоции носят негативный и разрушающий характер?
А теперь о тяжелой музыке. Положительного воздействия на интеллект она не имеет. Выполнение тестов под нее замедлялось процентов на 40. Более того, последействие прослушивания тяжелой музыки довольно значительное. Скажем, такие параметры, как пульс, давление, энцефалограммы это отчетливо показывают.
Здесь, правда, стоит сказать, что это если говорить о металле, трэш и пр. Более того, эта музыка отрицательно влияет на психику.
Если говорить о классике рок-н-ролла вроде Led Zeppelin, ситуация немного иная. Блюзовая гамма, диапазон голоса Планта и гитары Пейджа уводят их музыку из области обычной "тяжелой" музыки.
Но все равно заниматься под их музыку не стоит. Результат будет явно ниже.
Другое дело, что для изменения психоэмоционального состояния эту музыку стоит использовать. Это определялось с испытателями с помощью цветовых тестов Люшера.
С помощью тех же Led Zeppelin или Deep Purple можно получить хороший эмоциональный заряд, преодолеть вялость, встряхнуться.
Но в целом влияние "тяжелой" музыки отрицательное. Это однозначно.
Неутешительный вывод, конечно. Тем более, что я и сам время от времени люблю врубить что-нибудь этакое. Утешает только то, что время от времени. Больше потребности не возникает.
А теперь сделаем небольшое отступление, которое проиллюстрирует важность темы "Влияние музыки на интеллектуальное развитие".
Это будет такое небольшое эссе. Пусть не будет фундаментальности, наукообразности, но я постарался отобрать данные исследований, говорящие более чем убедительно.
В 1962 году доктор Ли Солк установил, что самый первый орган, что ухо - самый первый орган, который формируется у эмбриона, и что оно начинает активно "прислушиваться" и функционировать уже после 18 недель внутриутробного развития. Кстати, это материал для раздумий для будущих родителей.
Доктор Мичио Куши доказал, что питание, негармоничные мысли и музыка оказывают колоссальное влияние на будущую умственную, физическуюи духовную жизнь и развитие человека. Грубо говоря, слушает будущая мамаша творчество Круга без конца - рискует нарваться:
Доктор Мейнарт Соломон установил, какую музыку слушали в семьях будущих общепризнанных гениев. Ну никак не "Та-ту" или, скажем, Рамштайн.
Человеческое ухо воспринимает звуки в диапазоне 16-20 000 Гц. Альфред Томатис установил, что звуки высокочастотные (выше 3000 Гц) воздействуют на мыслительные функции, память, воображение. Среднечастотный диапазон - стимулирует сердечную деятельность, дыхание, эмоциональный фон. Низкочастотные звуки воздействуют на физическое движение. Причем воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.
Ханс Дженни вывел теорию, согласно которой ухо стало тем ключевым органом, которое сыграло основную роль в эволюции человека от первобытного до современного. Кстати, ":Вначале было Слово".
Установлено, что на человека из внешних сигналов в большей степени влияют звуки. Представьте себе, что Синтия Леннон слушала бы не кантри, легкий джаз и церковные хоралы, а слушала Киркорова с Распутиной, смотрела "Фабрику звезд" и ржала под Верку Сердючку. Сидели бы мы тогда без битлов...
Вот насчет тяжелой музыки…
Я то и сам не прочь послушать время от времени что-то тяжелое. К примеру, Led Zeppelin или System of a Down. Речь шла о том, что тяжелую музыку музыкой интеллекта назвать нельзя. Именно это утверждение и вызвало бурную реакцию.
Попробую ответить на все вопросы.
А ведь действительно музыкой интеллекта тяжелый рок назвать нельзя. Но ведь не обязательно вся музыка должна быть музыкой интеллекта. Про тупизну попсы понятно. Она вообще не нужна по большому счету. Тяжелый рок имеет мощный энергетический заряд, который, в общем, тоже необходим.
Но не вся тяжелая музыка, скажем так, безобидна. Если в ней переизбыток низких частот, если слушать ее на повышенной громкости, то она производит деструктивное воздействие. Вот критерии "безопасной" тяжелой музыки:
много высоких частот в голосе солиста, в инструментах;
блюзовый лад, то есть пониженные 3, 5 и 7 ступени (при этом вовсе это не обозначает, что хорош только тяжелый блюз, просто музыканты используют блюзовую гамму);
яркие, запоминающиеся и четкие (последнее - главное) риффы, причем эти риффы не должны быть слишком скоростными.
Тем не менее, заниматься под тяжелую музыку не рекомендуется. Это не просто мое субъективное мнение, а результаты исследований и мнение авторитетных специалистов, таких как, к примеру, тот же Альфредо Томасис или Дон Кэмпбелл, основные и признанные исследователи в области музыкотерапии. Спору нет, есть аргумент типа "А я вот занимаюсь под тяжелую музыку и хорошо получается". Могу только возразить - и слава Богу, что хорошо получается, а представьте себе, насколько плодотворнее была бы работа, если бы Вы занимались, скажем, под Моцарта или Колтрейна?
К плюсам тяжелой музыки можно отнести только высокий энергетический накал. Но этот плюс достаточно весом. Скажем так, психологи установили, что лучше заниматься и информация лучше воспринимается человеком, находящимся в состоянии эмоционального подъема, не находящимся в состоянии стресса. Тут тяжелая музыка может помочь. Я, к примеру, рекомендую (об этом буду писать еще подробнее в других выпусках рассылки) перед занятиями "оттянуться" под любимые рок-композиции. Но заметьте, перед. Также в день экзамена лихорадочное повторение материала просто вредно. Гораздо полезнее зарядиться. Вот тут то хорошо рок-музыка помогает.
Один из самых больших упреков выглядит так - "Вы пропагандируете классику рока, потому что она стала классикой, потому что Вы уже в возрасте, и эту музыку любят люди почтенные, и она классика и пр. А вот через какое-то время Рамштайн станет классикой и тогда Вы станете ее пропагандировать, а пока не рекомендуете". Что касается Рамштайн - явление энергетическое. И деструктивное, увы… А насчет классика - не классика отвечу так - не классицизм главный критерий, а те, что я изложил в пункте 2. Тех же System of a Down к классике пока не относят, но много в их творчестве есть такого, что ставит их особняком (в хорошем смысле) в тяжелом роке.
Интересно, найдет ли кто-то в себе силы поставить эксперимент - перед интеллектуальной работой поставить рок, а во время работы - Вивальди? И отбросив предубеждение, оценить, как изменится его производительность в этом случае? Тут есть один психологический нюанс. Человек всегда стремится избежать перемен. Скажем, пребывает в стрессовой ситуации довольно долго, она для него уже родной становится. И любой выход из стрессовой ситуации организм начинает воспринимать в штыки. В этом и лежит феномен постоянной тяги только к тяжелой музыке у очень многих. В том числе и к занятиям под нее. И тогда, например, занятия под развивающую музыку вызовут жуткий дискомфорт. Но это только поначалу.
Резюмирую. Тяжелая музыка в отличие от попсы не отупляет в такой степени. Об этом я уже писал, но какая-то слабая реакция была на это утверждение. То есть врага тяжелого рока из меня делать не стоит. Рок - музыка энергетическая и ей тоже есть применение в жизни. Развивающей ее назвать нельзя, но способствующей некоторым моментам развития - вполне. Это я и попытался доказать в этом выпуске.
http://pobeda.info/modules.php?op=modload&...r=0&thold=0
Музыка и интеллект. 1
"МОГУЩЕСТВО МУЗЫКИ".
Никто не может толком объяснить, почему он слушает музыку. Причем равнодушных к ней я пока не встречал. Ни одного. Конечно, вкусы разные, от "Мурки" и Баскова до BEATLES и Шостаковича.
Термины "нравится - не нравится", "будит душу", "заставляет задуматься" слишком неконкретны. Значит, просто музыка просто на нас действует каким-то образом. Мысль, конечно, тривиальная, но ее развитием стало использование музыки не только как развлекательного фона и элемента, но и конкретного инструмента воздействия.
Не секрет, что с помощью музыки лечат болезни, повышают урожай и надои, но главное, чего мы коснемся - с помощью музыки можно достичь уровня гениальности. Хотя и о здоровье не забудем.
Пока несколько интересных фактов.
Во Франции пришли к выводу, что если играть коровам музыку Моцарта, они дают больше молока.
В США во время уроков языка для переселенцев проигрывали музыку Моцарта, Баха, Вивальди. Усвоение языка заметно ускорилось
В Японии в одной из пекарен хлеб выпекают под звуки Шестой симфонии Бетховена. Музыка звучит непрерывно, хлеб обладает исключительным вкусом.
Ну и совсем уж весело - в Японии кто-то догадался ихнее саке (рисовую водку) гнать под музыку Моцарта. Качество саке заметно выросло. Неплохо бы и у нас на ликероводочных заводах ввести такую практику.
Есть даже такой термин - "Эффект Моцарта". Этот эффект не то, чтобы открыли, но начали всесторонне исследовать в Калифорнийском университете. Они первыми додумались поставить эксперимент - разбить экзаменационную группу на две части, одной из которых в течение 20 минут проигрывали "Сонату для двух фортепиано ре-мажор". Сложная какая-то система оценок у них, но "музыкальная группа" получила оценки выше на 8-9 пунктов. Насколько это много, я не знаю, но поверим, что разница значительная.
В том же Калифорнийском университете был поставлен невероятный по "жестокости" эксперимент. Группам давали одно и то же задание, связанное с пространственным воображением.
Первая группа работала "под Моцарта",
вторая - в полной тишине,
а третья - под смешанную музыку (что-то вроде нынешних FM-станций).
Результат - выполнения тестов (тесты очень сложные) таков. "Моцартовцы" - 62%, "тихушники" - 14%, "FM-щики" - 11%. Красноречиво…
Комментариев: 3